Интерес к отечественной истории растет, а на истфаки поступают все меньше. В чем парадокс? Об этом мы размышляем с председателем Правления Российского исторического общества, исполнительным директором фонда "История Отечества" Константином Могилевским.

Константин Могилевский: Статистика показывает, что у нас потихонечку растет средний балл ЕГЭ по истории. Это плюс. Но также неуклонно снижается доля учеников, сдающих ЕГЭ по истории. И это минус. История - не самый легкий экзамен. Кроме того, не везде сохранились исторические факультеты. В целом ряде регионов, в том числе и в приграничных, подготовка историков в вузах была прекращена.

Среди них Амурская, Брянская, Калужская, Сахалинская и Смоленская области. Министерство науки и высшего образования России обратило внимание на эту диспропорцию. Сейчас с участием РИО принимаются решения на 2023-2024 учебный год, и эта ситуация будет исправляться.

Но при желании абитуриент с Сахалина может ведь уехать учиться истории, допустим, во Владивосток, Новосибирск или Москву...

Константин Могилевский: Но он там, скорее всего, и останется. К себе домой не вернется. А нам нужно, чтобы во всех регионах были люди с хорошим историческим образованием, которые смогли бы понять сами и объяснить детям, почему Россия такая, и какие усилия были предприняты многими поколениями наших предков для того, чтобы построить страну.

Но что нам делать с тем, что новое поколение не знает своей истории и не любит, судя по соцопросам, этот предмет?

Константин Могилевский: Ответ на вопрос о том, от чего в первую очередь зависит заинтересованность современного ученика в предмете, причем неважно, в каком именно - будь то история или литература, информатика или математика - лежит в двух плоскостях: форма и содержание. Сегодня популярно мнение о том, что молодое поколение усвоит и воспримет любой материал, стоит лишь современно его "упаковать".

Но, на мой взгляд, значение формы сильно преувеличивается. Что ни придумывай, как ни старайся перевести исторический контент в цифру, сделать его проще, чтобы он был более привычен современной молодежи, без привития подлинного интереса к предмету молодые люди как не знали, так и не будут знать историю. Потому что все это лишь инструменты, форматы обучения, а главной фигурой в этом процессе по-прежнему остается школьный учитель.

Ведь природа наша такова, что растущему человеку нужен рядом взрослый, который может служить для него примером, может его заинтересовать и увлечь. А дальше абсолютно технический вопрос, как школьник этот интерес будет удовлетворять: читать ли книги, смотреть ли видео, делать онлайн-проекты и тому подобное. Если еще этот взрослый человек может ребенка понять, проявить к нему уважение и заставить себя уважать, успех образования и просвещения обеспечен.

Источник: rg.ru