Согласно результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ, почти 60% россиян полагают, что искусственный интеллект неспособен полноценно заменить учителей. Опрос проводился среди 1600 респондентов старше 18 лет.
Председатель научного совета АЦ ВЦИОМ Степан Львов подчеркнул, что хотя нейросети эффективно передают знания и навыки, они остаются слабыми в вопросах формирования ценностей и нравственного воспитания учащихся. По мнению Львова, важнейшими аспектами педагогического процесса являются социализация учеников, передача опыта и развитие эмоционального интеллекта, что пока недоступно искусственному интеллекту.
Исследование показало, что престижность профессии учителя оценивается респондентами довольно низко — всего 3,04 балла из максимальных пяти. Доходность также воспринимается негативно, получив оценку лишь 2,51 балла.
Интересен факт, что большинство опрошенных видят в учителе исключительно преподавателя, оказывающего образовательные услуги, а не наставника, формирующего личность ученика. Однако сами педагоги чаще склонны считать свою роль именно воспитательной.
Полученные данные демонстрируют необходимость модернизации образовательной системы, повышения престижа педагогической профессии и улучшения условий труда учителей, особенно учитывая низкую привлекательность профессии среди молодёжи.
Эти выводы ставят перед обществом важные вопросы о будущем российского образования и роли учителя в современном мире.
